НАШЕМУ ЮНОШЕСТВУ
На сотни эстрад бросает меня На тысячу глаз молодежи. Как разны земли моей племена И разен язык и одежи! Насилу, пот стирая с виска, сквозь горло тоннеля узкого пролез. И глуша прощаньем свистка, рванулся курьерский с Курского! Заводы. Березы от леса до хат бегут, листками ворочая, и чист, как будто слушаешь МХАТ, московский говорочек. Из-за горизонтов, лесами сломанных, толпа надвигается мазанок. Цветисты бочка из-под крыш соломенных окрашенные разно. Стихов навезите целый мешок, с таланта можете лопаться - в ответ снисходительно цедят смешок уста украинца-хлопца. Пространства бегут, с хвоста нарастав, их жарит солнце-кухарка. И поезд уже бежит на Ростов, далёко за дымный Харьков. Поля - на мильоны хлебных тонн - как будто их гладят рубанки, а в хлебной охре серебряный Дон блестит позументом кубанки. Ревем паровозом до хрипоты, и вот началось кавказское - то головы сахара высят хребты, то в солнце - пожарной каскою. Лечу ущельями, свист приглушив. Снегов и папах седины. Сжимая кинжалы, стоят ингуши, следят из седла осетины. Верх гор - лед, низ жар пьет, и солнце льет йод. Тифлисцев узнаешь и метров за сто: гуляют часами жаркими, в моднейших шляпах, в ботинках носастых, этакими парижаками. По-своему всякий зубрит азы, аж цифры по-своему снятся им. У каждого третьего - свой язык и собственная нация. Однажды, забросив в гостиницу хлам, забыл, где я ночую. Я адрес по-русски спросил у хохла, хохол отвечал: - Нэ чую? - Когда ж переходят к научной теме, им рамки русского узки; с Тифлисской Казанская академия переписывается по-французски. И я Париж люблю сверх мер (красивы бульвары ночью!). Ну, мало ли что - Бодлер, Маларме и этакое прочее! Но нам ли, шагавшим в огне и воде годами борьбой прожженными, растить на смену себе бульвардье французистыми пижонами! Используй, кто был безъязык и гол, свободу Советской власти. Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте. Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте все то, что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе. Но нету места злобы мазку, не мажьте красные души! Товарищи юноши, взгляд - на Москву, на русский вострите уши! Да будь я и негром преклонных годов и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. Когда Октябрь орудийных бурь по улицам кровью лился, я знаю, в Москве решали судьбу и Киевов и Тифлисов. Победу своими телами кормя, на пушки пушки разинув, бок о бок дрались дружины армян, украинцев, русских, грузинов. Москва для нас не державный аркан, ведущий земли за нами, Москва не как русскому мне дорога, а как огневое знамя! Три разных истока во мне речевых. Я не из кацапов-разинь. Я - дедом казак, другим - сечевик, а по рожденью грузин. Три разных капли в себе совмещав, беру я право вот это - покрыть всесоюзных совмещан. И ваших и русопетов.
1927
"ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?"
Слух идет бессмысленен и гадок, трется в уши и сердце ёжит. Говорят, что воли упадок у нашей у молодежи. Говорят, что иной братишка, заработавший орден, ныне про вкусноты забывший ротишко под витриной кривит в унынье. Что голодным вам на зависть окна лавок в бутылочном тыне, и едят нэпачи и завы в декабре арбузы и дыни. Слух идет о грозном сраме, что лишь радость развоскресенена, комсомольцы лейб-гусарами пьют, да ноют под стих Есенина. И доносится до нас сквозь губы искривленную прорезь: "Революция не удалась... За что боролись?.." И свои 18 лет под наган подставят - и нет, или горло впетлят в коски. И горюю я, как поэт, и ругаюсь, как Маяковский. Я тебе не стихи ору, рифмы в этих делах не при чем; дай как другу пару рук положить на твое плечо. Знал и я, что значит "не есть", по бульварам валялся когда, - понял я, что великая честь за слова свои голодать. Из-под локона, кепкой завитого, вскинь глаза, не грусти и не злись. Разве есть чему завидовать, если видишь вот эту слизь? Будто рыбы на берегу - с прежним плаваньем трудно расстаться им. То царев горшок берегут, то обломанный шкаф с инкрустациями. Вы - владыки их душ и тела, с вашей воли встречают восход. Это - очень плевое дело, если б революция захотела со счетов особых отделов эту мелочь списать в расход. Но, рядясь в любезность наносную, мы - взамен забытой Чеки кормим дыней и ананасною, ихних жен одеваем в чулки. И они за все за это, что чулки, что плачено дорого, строят нам дома и клозеты и бойцов обучают торгу. Что ж, без этого и нельзя! Сменим их, гранит догрызя. Или наша воля обломалась о сегодняшнюю деловую малость? Нас дело должно пронизать насквозь, скуленье на мелочность высмей. Сейчас коммуне ценен гвоздь, чем тезисы о коммунизме. Над пивом нашим юношам ли склонять свои мысли ракитовые? Нам пить в грядущем все соки земли, как чашу мир запрокидывая.
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ХОЗРАСЧЕТ
Рынок требует любовные стихозы. Стихи о революции? на кой они чорт! Их смотрит какой-то испанец "Хозе", - Дон Хоз-Расчет. Мал почет, и бюджет наш тесен. Да еще в довершенье - промежду нас нет ни одной хорошенькой поэтессы, чтоб привлекала начальственный глаз. Поэта теснят опереточные дивы, теснит киношный размалеванный лист. "Мы, мол, массой, мы коллективом. А вы кто? Кустарь индивидуалист. Город требует зрелищ и мяса. Что вы там творите в муках родов! Вы непонятны широким массам и их представителям из первых рядов. Люди заработали - дайте, чтоб потратили. Народ на нас напирает густ. Бросьте ваши штучки, товарищи изобретатели, каких-то новых грядущих искусств". Щеголяет Толстой в историю ряженый, лезет, напирает со своей императрицей. "Тьфу на вас! Вот я так тиражный. Любое издание тысяч тридцать". Певице, балерине хлоп да хлоп. Чуть ли не над ЦИК'ом ножкой машет. "Дескать, уберите левое барахло, разные ваши левые марши!" Большое-де искусство во все артерии влазит, любые классы покоря. Довольно! В совмещанском партере ЛЕФ не раскидает свои якоря. Время! Судья единственный ты мне. Пусть "сегодня" подымает непризнающий вой. Я заявляю ему от имени твоего и моего: - я чту искусство, наполняющие кассы. Но стих, раструбливающий Октябрьский гул, - но стих, бьющий оружием класса, мы не продадим ни за какую деньгу.
ПЕРЕДОВАЯ ПЕРЕДОВОГО
Довольно сонной расслабленной праздности, Довольно козырянья в тысячи рук! Республика искусства в смертельной опасности: в опасности краска, слово, звук. Громы зажаты у слова в кулаке, а слово зовется только с тем, чтоб кланялось событью слово - лакей, чтоб слово плелось у статей в хвосте. Брось дрожать за шкуры скряжьи! Вперед забегайте, не боясь суда! Зовите рукой с грядущих кряжей: - Пролетарий сюда! - Полезли одиночки из миллионной давки: - Такого, мол, другого не увидишь в жисть! - Каждый рад подставить бородавки под увековечливую ахровскую кисть. Вновь своя рубаха ближе к телу? А в нашей работе то и ново - что в громаде, класс которую сделал, не важно сделанное Петровым и Ивановым. Разнообразны души наши: для боя гром, для кровати - шопот. А у нас для любви и для боя - марши. Извольте под марш к любимой шлепать! Почему теперь про чужое поем, изъясняемся ариями Альфреда и Травиаты? И любви придумаем слово свое Из сердца сделанное, а не из ваты. В годы голода стужи злюки разве филармонии играли окрест? Нет свои баррикадные звуки нашел гудков медногорлый оркестр. Старью революцией поставлена точка. Живите под охраной музейных оград. Но мы не предадим кустарям-одиночкам ни лозунг, ни сирену, ни киноаппарат. Наша в коммуну не иссякнет вера. Во имя коммуны жмись и мнись! Каждое сегодняшнее дело меряй, как шаг в электрический, в машинный коммунизм. Довольно домашней кустарной праздности! Довольно изделий ловких рук! Федерация искусств в смертельной опасности. В опасности слово, краска и звук. |